DJ
Увлекательная история ди-джеинга начинается ещё с незапамятных времён, когда первобытные люди стучали палками по камням и по головам таких же пустоголовых творений, как и они сами, издавая при этом любопытные звуки. Но ведь ди-джеинг это живая игра на ЗАПИСЯХ (Vinyl, CD, MD...)...
Значит, историю начали французские учёные, изобретя в...1850-м году устройство, которое могло записывать звуковые колебания. Такое устройство назвали "фоноавтограф".
Последнее время в специализированной прессе пошли разговоры о 20-летнем юбилее дискотек в нашей стране. Но действительно ли этому виду отдыха всего два десятка, неужели до 1986 года советские граждане не знали, что такое танцевать под заводную музыку вечерами напролет? Что считать точкой отсчета? Разобраться в этих вопросах помог старожил клубного движения - Андрей Статуев (он же DJ Василич, участник легендарного проекта "Диско7")
В 1975-1976 гг. комсомольцы под впечатлением от поездок по капстранам привезли в Советский Союз дискотеку. Год спустя, в 1977-1978 гг., с дозволения комитетов ВЛКСМ пошла череда официальных вечеринок сначала районного, затем и областного масштаба. В начале 80-х дискотеки играли в жизни города примерно такую же роль, что и прогрессивный кинематограф в 60-е или молодежные театры в 70-е.
1998 год был назван годом Хаус-музыки и прошел под эгидой: каждому дому по два ди-джея. То есть уже тогда, почти 10 лет назад, ди-джеев было очень много. Что уж говорить о настоящем времени?
Действительно, давайте взглянем в глаза реальности: количество людей, с непонятной городостью приписывающих перед своим ник-неймом две буковки DJ и не понимающих, что это давно уже не модно, парадоксально много, отношение к музыке у ди-джея, проигрываемой им на танцполе, в большинстве случаев сверхнаплевательское, и зачастую вся работа сводится к подгонке двух треков к одному темпу и тупому алгоритмичному переводу их один в другой, подбор материала сводится к покупке тонны музыки и проигрывание всей ее на танцполе в разном порядке, а зачастую один и тот же трек можно услышать у одного ди-джея в одном сэте дважды. Ди-джейство всегда считалось профессией, но не нужно воспринимать эту профессию буквально, как обычную работу. Помимо отношения ди-джея к своей работе как к профессии, он просто обязан любить то, что он делает, любить ту музыку, которую играет, и превносить каждый раз на танцпол что-то новое, праздничное и великолепное.
Итак, вот мы и делаем вывод о том, что ди-джейство - это не только профессия, но и творчество. Следовательно, любой человек, решивший для себя стать ди-джеем, должен относится к этому процессу в первую очередь как к творчеству, и как следствие любить ту музыку, которую он выбрал в качестве полигона своего ди-джейства, и сам процесс игры треков. Следовательно, не нужно отдавать дань моде и начинать играть то, что сейчас модно, дабы завоевать псевдоизвестность и стать ди-джеем "мальчиком на побегушках". Нужно играть то, что ты любишь, и тогда каждый твой сэт будет для тебя праздником, а относиться к нему ты будешь с любовью.
Естественно, для того, чтобы как-то отличаться от других многочисленных ди-джеев и не копировать никого, нужно обрести свой стиль игры, свои фишки, свой взгляд на подачу материала. Это приходит только с опытом, только в результате многих часов работы на публике (и с публикой). Одним из главных моментов является подготовка материала к своему сэту, причем материала должно быть много, намного больше, чем продолжительность сэта. Не помешает продолжительная отслушка всего отобранного материала, представление о том, как он будет звучать на публике, как устроены треки, как они звучат. Все это поможет в процессе игры покачественнее поработать со звуком в треках, более удачно свести композиции, применить какие-то свои фишки и т.п.
Одним из сложнейших моментов ди-джейства является работа с публикой и на публику. Главное правило ди-джея: как только ты встал за пульт, ты уже не существуешь, как личность, ты должен забыть о своих амбициях, вкусах, предпочтениях, мыслях, чувствах. Существуешь только ты - и люди на танцполе. И ты должен постоянно общаться с этими людьми на невербальном языке, которым является воспроизводимая тобой музыка. И все. Больше вокруг нет ничего и никого. Только ты, танцующие и язык обещния с ними. И задача ди-джея, как и любого оратора, сказать все правильно и верно, не ошибиться в высказываниях, загипонизировать слушателя, поймать его настроение, его волну, и держать ее. И не стоит забывать, что нет танцпола без ди-джея, как и наоборот, нет ди-джея без танцпола. А вот каким образом научиться общаться с танцполом, разговаривать с ним - это уже дело каждого ди-джея, дело его опыта, его умения и его отношения к ди-джеингу.
Естественно, раз уж мы заговорили о языке общения ди-джея с танцполом, то есть о музыке, давайте немножко остановимся на ней. Все мы прекрасно лицезреем картину расцвета клубной музыки: тысячи, если не миллионы лэйблов, не меньшее количество мюзикмэйкеров, тонны релизов, промок, е-пи-шек... Все это очень хорошо, так как есть выбор. Но помимо положительной стороны медали есть и отрицательная: изобилие материала приводит к его утомительному и парадоксальному однообразию. Добрая часть всех релизов являют из себя абсолютно одинаковые треки, похожие не только звучанием, но и рисунком композиции, используемыми синтезаторами и эффектами. И среди всего этого однообразия и образоподобия можно найти тот трек, который будет действительно лучиком света во мраке одинаковости. И именно такие лучики-звездочки необходимо отыскивать, переслушивая сотни часов музыки, и дарить эти лучики танцполу. И тогда можно уйти от этой одинаковости и похожести на других.
Естественно, описать весь процесс творчества ди-джея в одной статье не представляется возможным. Да это и не нужно, потому что каждый человек - индивидуален, и каждый должен сам для себя найти и решить, что он хочет от ди-джейства, как он будет работать с публикой, что он хочет взять и дать публике. Цель данной статьи - дать общий обзор, общий взгляд на проблему ди-джеинга, а мы сталкиваемся действительно с проблемой, атрофированию этого течения "водителей вечеринки". И решение данной проблемы зависит только от каждого ди-джея индивидуально. А нужно ему это, или нет, решать только конкретной личности.